Руководитель образовательного учреждения Малоненко Ольга Михайловна Написать письмо
Опрос
Главная»Образовательные стандарты

Образовательные стандарты

С 1 января 2014 г. вступает в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Закон вводит федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) и для дошкольного образования. Стандарт дошкольного образования появляется в нашей культуре и жизни впервые. Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства».

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка —личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым “общественным” взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения.

Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, а не подготовка к школе.

В зависимости от возраста нужно обеспечить виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией – «хочу учиться». А не бессмысленно будет отличать букву «а» от буквы «б», поскольку это совершенно вне логики детского дошкольного развития. Знаковое опосредование, принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты готовности детей к школе. Разработчики делают акцент на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию.

Большое внимание будет уделяться развитию у ребенка

инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация

ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью — в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.

Ребенок, по новому стандарту, должен развиваться в четырех образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и в области физического развития. Дети будут заниматься ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, катанием на самокате, санках, велосипеде, ходьбой на лыжах. Они будут играть, общаться со взрослыми и сверстниками, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним, слушать произведения фольклора и литературы, учиться конструировать, рисовать, лепить, петь, танцевать, а также учиться элементарной трудовой деятельности. Проект учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы адаптированные образовательные программы. В детских садах, где есть дети с ограниченными возможностями, должны работать ассистенты, которые будут оказывать детям необходимую помощь. Кроме того, в детском саду должны быть организованы групповые и коррекционные занятия.

Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам и то,

что образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого

ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия, что отсылает к п. 1.9 статьи 34 нового закона «Об образовании». В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей.

С принятием нового закона «Об образовании» дошкольное образование

стало первым уровнем общего образования, и ему потребовался ФГОС — такой

же, как и для трех ступеней школы, с тремя «Т» (то есть требованиями к):

1) структуре основных образовательных программ (в том числе

соотношению обязательной части основной образовательной программы и части,

формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том

числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Одно принципиальное ограничение: никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций над детьми быть не должно. В закон «Об образовании» была внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше. Результаты этого мониторинга могут использоваться лишь для оптимизации работы с детьми либо для индивидуализации образования.

Ожидается, что по итогам общественного обсуждения с 1 сентября пилотные

организации дошкольного образования смогут в пилотном режиме апробировать

ключевые положения стандарта. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки —поликультурность, уважение к другим людям,

приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования — положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

Руководитель образовательного учреждения Малоненко Ольга Михайловна Написать письмо